Морис Баррес родился 19 августа 1862 года (Шарм, Вогезы). Известен как французский писатель и политик.
Дебют Мориса в литературе состоялся в начале 1880-х годов со славословием «свободного человека», а также проповедью «культа личности». К слову, в этом же духе была создана трилогия под общим названием «Le Culte de moi» (1888—1891). Произведение включило в себя три тома: «L’Homme libre», «Sous l’oeil des barbares», «Le jardin de Berenice».
Баррес называл «свободным человеком» каждого, кто отказался от порабощающих привычек, инстинктов, связи со своим прошлым, родиной и семьей. Людей, признающих хоть что-то помимо собственного «я», писатель называл «варварами», которые абсолютно чужды его душе. Морис был убежден, что преодолеть варварство необходимо не только относительно других личностей, но и относительно самого себя. Лишь после полного очищения всего рабского и инстинктивного, человек сможет добраться до высочайшего пафоса – признание себя «моментом бессмертного целого», а не чего-то оскорбленного.
Заметим, что именно в таком духе прославления свободы человека, и возмущения против любых законов и правил в ограничении личности было создано произведение «L’Ennemi des Lois» (1892).
В своих последующих романах Морис Баррес решил воспеть утонченные эмоции. Во времена процветания буланжизма писатель неожиданно заинтересовался политикой, а в 1889 году даже был избран в парламент, в качестве буланжистского кандидата.
Стоит отметить, что в парламенте карьера Баресса складывалась не очень удачно и завершилась в 1893 году. Морис Баррес объяснил свою заинтересованность в политике собственным дилетантизмом и стремлением ощутить новую гамму разнообразных эмоций. К этому же периоду отнеслась политическая комедия писателя 1894 года «Journée parlementaire» (русский перевод «Изнанка», 1895 год), вызвавшая скандалы из-за своих разоблачений.
От дилетантства в политических делах, Баррес решил перейти к проповеди национальной энергии, став одним из столпов национализма. Писатель отошел от своего прежнего антисоциального учения и начал взывать к упавшей духом молодежи, желаю вернуть ей национальную энергию. Теперь прежний декадент подчинял национальному принципу индивидуализм.
В декабре 1897 года писатель участвовал в создании «Лиги патриотов», впоследствии написав в этом новом духе три произведения. Первый из романов «Les Déracinés» («Беспочвенные») весьма характерен уже одним своим названием, дающим формулу одного поколения. В произведении Морис Баррес старается объяснить общественные неурядицы Франции крайней централизацией в руководстве государством.
Второе произведение, созданное в 1897 году, под названием «L’appel au Soldat» («Призыв к оружию») повествует об истории буланжизма: ее бывший приверженец определил его как «сентиментальный фазис национализма». В романе история буланжизма была преподнесена довольно объективно и была не лишена здоровой иронии.
Третья часть трилогии была создана в 1902 году и несла название «Leurs figures» («Их лица»). Роман раскрывал тему Панамского скандала. Книга практически не имеет связи с идейным замыслом всех трех произведений, и характеризуется лишь диалектическим талантом писателя. Наиболее примечательна документальная сторона книги «Leurs figures» - в ней Морис Баррес проявил себя как талантливый и отлично осведомленный публицист. Стоит отметить, что художественная и идейная сторона произведения осталась неудовлетворительной.
Следующая книга автора, которая была выпущена в 1913 году и называлась «La Colline inspirée» («Вдохновенный холм»), была насквозь пропитана апологией католицизма.
Морис Баррес ушел из жизни 4 декабря 1923 года (Нейи-сюр-Сен).
Другие биографии: