Олдос Леонард Хаксли, английский писатель, родился 26 июля 1894 года, в графстве Суррей. Несмотря на то, что происходил из семьи естествоиспытателей, с детства увлекался литературой. Это стало неожиданностью для его семьи, однако заставлять мальчика заниматься нелюбимым делом никто не стал. Впрочем, мотивы естествознания то и дело появлялись в последующих произведениях Олдоса.
Обладающий от рождения слабым зрением, Олдос Хаксли избежал участия в военных действиях Первой мировой, однако те, кто читали его книги, появившиеся после ее окончания, никогда бы не догадались, что происходящие события описаны человеком, только понаслышке знающим тот ужас, который пережили его воевавшие сверстники. Его произведения, написанные еще во время войны, поражали мощью выражения символики, невероятным отчаянием, безверием, тонкой метафорой. Впрочем, своего рода мотивы безысходности исчезают впоследствии из творчества Олдоса, но вот восприятие истории все же остается глубоко пессимистическим.
Читатели творчества Хаксли отмечали, что его мотивы и взгляды были довольно типичными для того времени – на произведения многих авторов Первая мировая война наложила неизгладимый отпечаток. Однако он выражал все такими высокохудожественными средствами, что это выделяло его из массы, делало особенным и запоминающимся. Впоследствии творчество Хаксли строится на мотиве розыгрыша – это становится для него своего рода визитной карточкой, вне зависимости от того, в каком жанре написано то или иное произведение.
Читателя всегда поражала действительность, которую отражал Хаксли в своих произведениях: этакий синтез того, что на первый взгляд кажется несовместимым. Так, персонажи, болезненно переживающие все то, что связывает их жизни с войной, все же невероятно радостны, им хочется жить и этой жизни радоваться. Мир Хаксли – это печаль и подавленность, неотделимые от мелочности, апатии: одно непременно повлечет за собой другое и исключений здесь быть не может. Еще один момент, свойственный творчеству Хаксли – объединение разрозненных элементов в единое целое, всего лишь посредством поэтики монтажа.
Все же максимум интереса Хаксли было направлено на философскую и социологическую проблематику, что наиболее полно воплотилось в антиутопии «О дивный новый мир» (1932 год). Это произведение дало начало новой жанровой традиции, получившей впоследствии широкое признание и максимально полное развитие. Хаксли демонстрирует в своем творчестве, что технический прогресс – это явный отказ человечества от всего, что связано с духовностью, от индивидуальности в пользу социальной стабильности, материального достатка и всего, что принято называть благами цивилизации. Хаксли отмечал все усиливающуюся обезличиваемость, которая, как он сам считал, является благодатной средой для развития тоталитарных режимов.
Позже в творчестве Хаксли появляется новая тема: на сей раз он акцентирует внимание на том, что общество снизило планку моральности и готово смириться с духовной нивелировкой – сам литератор этого не допускал ни под каким видом. Эта тема отражена в его романах «И после многих весен» (1936), «Остров» (1962) и других. С годами его все больше интересуют иллюзорные ценности бытия, идущие со времен философов Древней Индии.
В 1937 году в связи с ухудшившимся состоянием здоровья Хаксли вынужден покинуть Англию, переехав в Калифорнию. Именно эта местность становится местом развития событий его дальнейших произведений, близких, скорее, к интеллектуальному роману. Скончался Олдос Хаксли 22 ноября 1963 года.
Другие биографии: