(427—347 до н.э.)
…Читателю можно посоветовать познакомиться с мыслями Платона, его сочинениями. На мой взгляд, до него мыслители стремились постичь окружающий и свой внутренний мир как объективные наблюдатели, словно бы со стороны, отстраненно. Однако человек познающий вносит в мир нечто новое — идеи, образы. Он творит свое представление о мире не только материальном и не менее реальном (по крайней мере для него, человека) мире идей. Так, говоря о прекрасном, он имеет в виду и конкретные объекты, и нечто несравненно более возвышенное и неподвластное изменениям — саму идею прекрасного.
Материалист скажет: но ведь идеи созданы нашим разумом!
Идеалист возразит: а может ли нечто возникнуть из ничего?
Материалист: люди способны лгать, измышлять нечто несообразное реальному миру.
Идеалист: и у всех этих созданий воображения есть определенные предпосылки, исходные формы, существующие вне человека.
Материалист: но идея — это нечто умозрительное, тогда как окружающий нас мир сугубо материален.
Идеалист: вы верите в свою идею материи?
Материалист: это не вера, а убеждение, основанное на опыте. Реальную вещь я могу ощущать, изучать с помощью приборов.
Идеалист: вы имеете в виду конкретные вещи, а материя — это уже общая идея.
Материалист: но эта идея отражает реальность.
Идеалист: значит, идея реальности доказывает реальность идеи…
Диалог можно продолжать. Однако хотелось бы перевести его в другую плоскость. В прошлом веке наука обогатилась понятием, которое позволяет сблизить в данном вопросе позиции двух дискутирующих сторон. Это — информация. Она присутствует во всем, не являясь материальной. И другое понятие: организованность, показывающее степень гармоничного взаимодействия частей единого целого.