Леонардо да Винчи. Тайна «Моны Лизы».
Без сомненья, «Мона Лиза» является самым знаменитым и известным портретом в истории мировой живописи. Эта картина обладает магической притягательностью и никого не оставляет равнодушным. Но кого изобразил художник, кого мы почитаем и кому поклоняемся уже 500(!) лет? Обычно процесс создания своих произведений, будь то картины, скульптуры или технические изобретения, Леонардо предварял и сопровождал комментариями и записями в своих дневниках.
Делал он это исключительным способом – в зеркальном изображении. Но ни одного упоминания о «Моне Лизе» в дневниках нет. Это дает основание историкам полагать, что образ женщины-прототипа был очень близок художнику и являлся воплощением самого сокровенного в душе мастера. Но одновременно присутствуют различные версии происхождения портрета.
Существует мнение, что моделью для картины являлась тайная возлюбленная известного мецената герцога Джулиано Медичи. Еще один вариант прообраза – давняя знакомая Леонардо герцогиня Мантуи Изабелла д’Эсте. Но наиболее популярной версией владеет Джорджо Вазари, упоминающий в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» о том, что Леонардо написал для Франческо дель Джокондо, флорентийского купца, портрет его жены Моны Лизы.
Учитывая тот факт, что в жизни Леонардо да Винчи женщинами практически не интересовался, отдельная группа исследователей считает, что картина писалась не с натуры, а образом изображенной женщины была мать художника. Ну и самую одиозную версию – автопортрет, мы оставим без комментариев. Многие историки живописи считают, что Леонардо написал два разных портрета – «Мону Лизу» и «Джоконду». Поводом так считать является созданная Рафаэлем в 1505г. копия портрета «Мона Лиза», на которой за спиной женского образа изображена античная колонна, которой нет на известной всем картине.
К сожалению, более веских доказательств написания двух схожих картин никто предоставить не может. Тем не менее, в мире существует около 60 относительно похожих портретов, называющихся «Мона Лиза». Практически все эти картины написали ученики Леонардо в виде копий шедевра мастера. Так что, если и существует вторая «Джоконда», то искать ее следует, скорее всего, среди этих копий.
Оставляя в стороне все догадки и сомнения, «Мона Лиза» очень много значила для великого мастера, ведь он не расставался с ней ни в Милане, ни в Риме, ни, тем более, в Амбуазе, где художник закончил свои земные дни.
Другие биографии: