Пороховщиков Александр, заслуженный советский кинорежиссер, актер и театрал, он же успешнейший продюсер отечественного кинематографа, родился в январе 1939-го года в Москве в семье врача и актрисы. Отец Саши Шалва работал хирургом, а мама Галина была начинающей артисткой столичного театра. Еще до Второй Мировой Шалва покинул семью, и на протяжении долгих тяжелых 5-ти лет мальчик оставался без отца. В 1946-м году Галина сошлась с военным архитектором Дудиным, который хорошо справился с ролью отца и супруга.
Когда мальчику исполнилось 7 лет, он с семьей переехал на некоторое время в Магнитогорск, однако спустя еще 6 лет Пороховщиковы переехали в Челябинск, где Саша и окончил школу. Постоянные переезды не сказались негативным образом на обучение юного Александра, он всегда умел приспособиться к сложностям и подходил ко всему с должным вниманием и усердием.
Следующим местом обучения будущего актера был мединститут. Туда юноша поступил на профессию хирурга, которая вначале не очень-то его привлекала. Но будучи на втором курсе, Пороховщиков с головой ушел в медицину, казалось, что для него не было большей радости, чем почитать очередную книгу по хирургии. Как не раз отмечали его преподаватели, еще в 19 лет на уроках анатомии Александр умел так изыскано сделать операцию лягушкам, что они в итоге оставались живыми, даже к животным он всегда относился бережно и с уважением. Параллельно учебе занимался боксом, но вскоре времени на спорт у него практически не оставалось, и ему пришлось его оставить.
Уже тогда юноша считал профессию доктора совершенной и самой важной из всех прочих, однако доучиться до конца Саша так и не смог, о чем позже не раз жалел. Проучившись чуть более двух лет, в 1960-м году он решил предпочесть большую сцену и поступил в ГИТИС. В то время Пороховщиковы жили не богато, поэтому Александру приходилось постоянно подрабатывать. В основном работал мебельщиком при театре Вахтангова, иногда помогал отчиму.
В 1966-м окончил училище и по особому приглашению был зачислен на работу в театр Сатиры. Дебютным спектаклем начинающего театрала было «Доходное место», поставленное Захаровым по одноименной пьесе Островского. Следует отметить, что в этой постановке дебютировали на сцене и такие известные в будущем актеры, как Миронов, Пельтцер и Папанов. С ролью Белогубова Александр справился замечательно, благодаря чему удостоился немалой похвалы от самого Гарина Эраста.
Следующим был спектакль «Банкет», на пробах которого Пороховщиков сыграл так сатирично и гениально, что постановщики побоялись запрета на показ и сократили речь Саши с 30-ти страниц до одной. Этот факт не мог не разочаровать начинающего актера, и он и вовсе отказался играть в пьесе. Еще долгое время главный режиссер театра Плучек заявлял, что у него нет подходящих ролей для Александра, потому что тот потрясающий актер, и никакая роль его не стоит.
Постоянное отсутствие ролей в спектаклях заставило искать Александра новое место работы: вначале это был театр Таганки, затем театр Пушкина, однако уже к тому времени он обратил свой взор на другую стезю актерской деятельности – кинематограф. К концу 70-х на его счету было более 20-ти главных ролей в кино: он снялся в известной драме Чеботарева под названием «Крах»; в «Ринге», где сыграл майора милиции; в «Капитане Немо» и еще многих других фильмах. Начиная с 80-х у Пороховщикова отбоя не было от предложений, в каждый год он снимался в среднем в 3-х картинах, последней из которых были «Крутые берега» 2011-го года.
15-го апреля 2012-го года Александр скончался в больнице из-за проблем с сердцем.